РАДИОПЕРЕДАТЧИК
Рис. 239. На первый взгляд этот рисунок, вероятно, вызовет у вас представление, что радиопередатчик гораздо сложнее радиоприемника или радиокомпаса. Фактически из этих трех приборов он является наиболее простым для работы; здесь он выглядит более сложным потому, что я, так сказать, повел вас за кулисы.
Сперва посмотрите на различные части прибора управления, показанного на рисунке справа: *
Главная ручка накала 1. Ставьте ее во включенное положение, когда вы запускаете моторы, и оставляйте ее в этом положении, пока не остановите моторы.
Ручка избирателя частоты, 2. Включив передатчик, поставьте ручку избирателя частоты на частоту (длину волны), на которой вы хотите передавать, и каждый раз, когда вы хотите говорить,- нажимайте разговорную кнопку микрофона.
Ручка передачи 3. Если ваш передатчик приспособлен и для телег]эаф-
Рис. 23 9.
ной передачи, то, прежде чем пользоваться телеграфным ключом, перекиньте ручку в положение «незатухающие волны» (CW).
Сигнальная лампочка 4. Все передатчики снабжены сигнальными лампочками, которые зажигаются при включении главной ручки для того,
чтобы бестолковый Джо не забывал выключать передатчик, прежде чем выключить моторы, или не пытался разговаривать или телеграфировать по радио при выключенном передатчике.
Указатель тока антенны. При последней настройке передатчика во время полета проверяйте по этому указателю, какой ток передатчик дает на каждой частоте, и записывайте это показание. Если во время последующих полетов вы заметите, что передатчик дает на любой из своих частот ток ниже нормального, поручите опытному специалисту осмотреть ваше радиооборудование.
Генератор тока, показанный в нижней части рисунка, снабжает электроэнергией ламповый генератор, модуляторное устройство и усилитель. Когда вы говорите в микрофон, порожденные вами звуковые волны сперва усиливаются, затем накладываются в контуре генератора на энергию высокой частоты. Эта энергия еще усиливается и передается на антенну.
Антенны самолетных передатчиков. Весь вопрос об антеннах самолетных передатчиков носит такой высокотехнический характер, что подробное рассмотрение его привело бы бестолкового Джо в полное недоумение. Но даже он должен иметь некоторые сведения об антеннах. Ниже мы и даем эти сведения.
Самым практичным и выгодным типом самолетной антенны общего назначения является выпускная, убирающаяся антенна без грузика, имеющая собственную длину волны, равную г/4 или 3Д длины волны для используемой частоты или частот. Антенна из проволочного канатика длиной около 30 м наматывается на катушку из изолирующего материала, которая помещается внутри самолета. Этот канатик, на конце которого имеется полотняный или резиновый мешочек, выпускается из самолета через изолированную выводную трубку, проходящую через обшивку самолета. При разматывании канатика сопротивление мешочка воздуху оказывается достаточным для того, чтобы вытянуть канатик и держать его вытянутым прямо за хвостом самолета во время полета. Длина выпущенного канатика зависит от используемой частоты и от первоначальной настройки передатчика. Антенну выпускают только во время полета.
У некоторых выпускных антенн катушка помещается в самом хвосте самолета и соединена гибким валиком с вращающим ее механизмом в кабине. У других антенн катушка установлена в кабине под рукой у радиста. Антенны второго типа значительно дешевле, но установка их сложнее, так как канатик приходится вести сначала вверх, затем через трубку в верхней обшивке назад к хвосту и выводить через изолированное кольцо на стойке руля поворота наружу. Мешочек-ветроулавливатель прикрепляется к канатику позади хвостового кольца. Независимо от типа антенны вашего передатчика вы должны иметь вертикальную или Т-образную антенну для приема сигналов радиомаяков. Если у вас имеется выпускная антенна, вы можете установить на самолете переключатель (с дистанционным управлением) для того, чтобы, когда ваш самолет находится на земле и выпускная антенна убрана, вы могли переключать передатчик на Т-образную приемную антенну. Это позволит вам полностью использовать свой передатчик не только в воздухе, но и на земле.
Установка приемной и передаточной антенн представляет собой на каждом самолете самостоятельную задачу. Не пытайтесь разрешать эти задачи сами и не позволяйте брату бестолкового Джо возиться с вашим радиооборудованием. Прежде всего прочтите наставление завода и выясните, какой тип антенны рекомендован для вашего передатчика. Затем следуйте этому наставлению, но поручите установку оборудования радиоспециалистам. Кроме того, помните еще одно: дальность действия передатчика зависит от действующей длины антенны, и небольшая разница в ее длине может увеличить дальность передачи с 30—50 км до 150—300 км. Обязательно запишите точное число оборотов катушки, необходимое для выпуска антенны на такую длину, которая соответствовала бы каждой из используемых вами частот.
Прежде чем дать удовлетворительные результаты, передатчик, впервые установленный на вашем самолете, должен быть тщательно настроен. Настройка может быть частично произведена на земле, но окончательно настраивать передатчик надо всегда в воздухе. Как бы Хорош ни был передатчик, вы никогда не извлечете из него полной мощности и не добьетесь тех высоких качеств передачи, которые по своей конструкции он может дать, если. его окончательная настройка не будет произведена в полете.
Хороший, но плохо установленный передатчик
подобен отличной, но плохо настроенной скрипке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 24 0.
Рис. 240. У изображенного здесь 20-ваттного передатчика ручка регулятора накала 1 и ручка избирателя частоты 2 объединены в одну; работает он так же, как 50-ваттный передатчик, с той лишь разницей, что он не снабжен переключателем (3 на рис. 239) для телеграфной передачи. По дальности действия 20-ваттный передатчик мало чем отличается от 50-ваттного, если оба работают на хорошей антенне, но большая мощность второго делает его более надежным при неблагоприятных атмосферных условиях.
Рис. 241—244. Как только вы отпустите «разговорную» кнопку микрофона, передатчик начинает посылать смодулированные волны. Эти волны модулируются, как показано на рис. 242 и 243, когда вы начинаете говорить. Волны, вызываемые телеграфным ключом, не модулированы, как показано на рис. 244.
Помните, что радиоприемник не может быть лучше ушей того, кто им пользуется (ваших ушей). Радиопередатчик не лучше голоса, который он передает. Самолетные антишумовые микрофоны модулируют несущие волны только в том случае, если микрофонная мембрана подвергается давлениям, создаваемым голосом. Держите самолетный микрофон на расстоянии не больше 12 мм от своих губ. Говорите обыкновенным голосом (не кричите), говорите прямо в микрофон, а не сбоку или вкось. Еще один совет: не наклоняйте микрофон, а держите его отвесно. Бестолковый Джо думает, что чем громче он кричит в микрофон, тем слышнее его голос. Вот почему слушающий его через радиоприемник никогда не может понять, о чем говорит бестолковый Джо.
Пользоваться радиоприемником или радиокомпасом вы можете без особого разрешения государственных органов; но как только вы превратите свой самолет в подвижную радиостанцию, вам потребуется государственное свидетельство на право радиопередачи и разрешение («операторская лицензия») на радиостанцию. Получить операторскую лицензию вы можете, только выдержав письменное испытание по законам о радиосвязи и простейшим основам теории радио (в США получать разрешения на радиостанции и радиооператорские лицензии могут только граждане США). Получив эти документы, не следуйте примеру бестолкового Джо, который повесил их на стену в золоченых рамках. Операторскую лицензию имейте всегда при себе, а разрешение на радиостанцию храните на самолете.
Лицензия радиооператора дает вам право работать на любой самолет, ной радиостанции класса, указанного в лицензии. Для всех практических целей вам достаточно иметь телефонную лицензию 3-го класса. К счастью, получить ее так легко, что даже бестолковый Джо имеет ее.
Летя по радиолучу без счисления, т щожете залететь в тупик.